Сайт посвящён роду священных сербских королей Неманичей и их русских потомков Радшичей.К нему относятся:Романовы первые,Бутурлины-Коптевы(мы),Нарышкины,Пушкины и многие другие роды.

Обратная связь

Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:

Новости

22:35

Новость 9

ДИНАСТИЯ РОМАНОВЫХ

 

Последние 300 с лишним лет российского самодержавия (1613-1917 гг.)  исторически связаны с династией Романовых, закрепившейся на российском престоле в период, получивший  название Смуты. Появление на престоле новой династии всегда является крупным политическим событием и часто связано с революцией или переворотом , то есть, насильственным отстранением старой династии. В России смена династий была вызвана пресечением правящей ветви Рюриковичей в потомстве Ивана Грозного. Проблемы престолонаследия породили глубокий социально-политический кризис, сопровождавшийся вмешательством иноземцев. Никогда в России так часто не менялись верховные правители, каждый раз приводя к престолу новую династию. Среди претендентов на престол были представители из разных социальных слоев, были и иностранные кандидаты из числа  «природных» династий. Царями становились то потомки  Рюриковичей (Василий Шуйский, 1606-1610гг.), то выходцы из среды  нетитулованного боярства (Борис Годунов, 1598-1605 гг.), то самозванцы  (Лжедмитрий I, 1605-1606гг.; Лжедмитрий II, 1607-1610 гг.). Никому  не удалось закрепиться на российском престоле до 1613 года, когда на царство избран был Михаил Романов, а в его лице утвердилась, наконец, новая правящая династия. Почему исторический выбор пал на род Романовых? Откуда они взялись и что из себя представляли ко времени прихода к власти? 
Генеалогическое прошлое Романовых достаточно ясно представлялось уже в середине XVI века., когда началось возвышение их  рода.  В соответствии с поли-тической традицией того времени родословия содержали легенду о «выезде». Породнившись с Рюриковичами (см. табл.), боярский род Романовых заимствовал и общее направление легенды: Рюрик в 14 «колене» выводился от легендарного Прусса, а родоначальником Романовых был признан выходец «из прус». Одного происхождения с Романовыми (от легендарного Камбилы) традиционно считаются Шереметевы, Колычевы, Яковлевы, Сухово-Кобылины и другие известные в российской истории роды.
Оригинальную трактовку происхождения всех родов,  имеющих легенду о выезде «из  прус»  (с преимущественным интересом к правящему дому Романовых) дал в XIX ст. Петров П. Н., работа которого была переиздана большим тиражом уже в наши дни.(Петров П. Н. История родов русского дворянства. Т.1–2, СПб, – 1886. Переизд.:  М. – 1991.– 420с.; 318 с.). Он считает предков этих родов новгородцами, порвавшими с родиной по политическим соображениям на рубеже XIII-XIV вв. и выехавшими на службу к московскому князю. Предположение строится на том, что в Загородском конце Новгорода была Прусская улица, с которой начиналась дорога на Псков. Ее жители традиционно поддерживали оппозицию против новгородской аристократии и назывались «пруссами». «К чему же нам искать чужих пруссов?…» – спрашивает Петров П.Н., призывая «рассеять мрак сказочных вымыслов, принимавшихся до сих пор за истину и желавших во что бы то ни стало навязать роду Романовых нерусское происхождение».

 

Таблица 1.

 Возможные генеалогические пересечения рода Романовых и Пушкиных

Генеалогические корни рода Романовых (XII – XIVвв.) даны в трактовке Петрова П.Н. (Петров П. Н. История родов русского двлорянства. Т. 1–2, – СПб, – 1886. Переизд.:  М. – 1991.– 420с.; 318 с.). 
1
 Ратша (Радша, христианское имя Стефан) – легендарный основоположник многих дворянских родов России: Шереметевых, Колычевых, Неплюевых, Кобылиных и т.д. Выходец «из прусс», по мнению Петрова П. Н. новгородец, слуга Всеволода Ольговича, а может и Мстислава Великого; по другой версии сербского происхождения 
2
 Якун (христианское имя Михаил), посадник новгородский, умер в монашестве с именем Митрофана в 1206 году 
3
 Алекса (христианское имя Горислав), в монашестве Варлаам св. Хутынский, умер в 1215 году или в 1243 году.
4
 Гавриил, герой Невской битвы 1240 года, умер в 1241 году
5
 Иван – христианское имя, в родословной Пушкиных – Иван Морхиня. По версии Петрова П.Н. до крещения звался Гланд  Камбила  Дивонович, перешел «из прусс»  в  ХІІІ в., общепринятый родоначальник Романовых.; 
6
 Этого Андрея Петров П. Н. считает Андреем Ивановичем Кобылой, пять сыновей которого стали основоположниками 17 родов российского дворянства, в числе которых – Романовы.
7
 Григорий Александрович Пушка – основоположник рода Пушкиных, упоминается под 1380 годом. От него ветвь именовалась Пушкиными. 
8
 Анастасия Романова – первая жена Ивана IV, мать последнего царя Рюриковича – Федора Ивановича, через нее устанавливается генеалогическое родство династий Рюриковичей с Романовыми и Пушкиными.    
9
 Федор Никитич Романов  (род. между 1554-1560, ум. 1663) с 1587 г. – боярин, с 1601 г. – пострижен в монахи с именем Филарет, патриарх с 1619 г. Отец первого царя новой династии.
10
 Михаил Федорович Романов – основоположник новой династии, избран на царствие в 1613 году Земским собором. Династия Романовых занимала российский престол до революции 1917 года.
11
 Алексей Михайлович – царь (1645-1676 гг.).
12
 Мария Алексеевна Пушкина вышла замуж за Осипа (Абрама) Петровича Ганнибала, их дочь Надежда Осиповна – мать великого русского поэта. Через нее – пересечение родов Пушкиных и Ганнибалов.

 

Не отбрасывая традиционно признаваемого родоначальника Романовых в лице Андрея Ивановича, но развивая мысль о новгородском происхождении «выезжих из прус», Петров П.Н. считает, что Андрей Иванович Кобыла является внуком новгородца Иакинфа Великого и имеет отношение к роду Ратши (Ратша – уменьшительное от Ратислава. (см. табл. 2).
В летописи он упоминается под 1146 г. в ряду других новгородцев на стороне Всеволода Ольговича (зятя Мстислава, великого киевского князя 1125-32 гг.). При этом из схемы исчезает Гланд Камбила Дивонович–традиционный родоначальник, «выходец из прус», а до середины XII в. прослеживаются новгородские корни Андрея Кобылы, который, как уже было сказано выше,  считается первым документально известным  предком Романовых.
Становление  царствующего с начала XVII в. рода и  выделение правящей ветви представляется в виде цепочки Кобылины – Кошкины –  Захарьины – Юрьевы – Романовы (см. табл. 3), отражающей  трансформацию родового прозвания в фамилию. Возвышение  рода относится ко второй трети XVI в. и  связано с женитьбой Ивана IV на дочери Романа Юрьевича  Захарьина – Анастасии. (см. табл. 4. В то время это была единственная нетитулованная фамилия, удержавшаяся в первых рядах старомосковского боярства в потоке новых титулованных слуг, нахлынувших к государеву Двору во второй половине XV в. – начале XVI в. (князья Шуйские, Воротынские, Мстиславские, Трубецкие).
Родоначальником ветви Романовых был третий сын Романа Юрьевича За-харьина – Никита Романович (ум. 1586 г.),  родной брат царицы Анастасии. Его потомки  уже именовались Романовыми. Никита Романович – московский боярин с 1562 года, активный участник Ливонской войны и дипломатических переговоров, после смерти Ивана IV возглавлял регентский совет (до конца 1584 г.).Один из немногих московских бояр XVI в., оставивших по себе добрую память в народе: имя сохранила народная былина, изображающая его добродушным посредником между народом и грозным царем Иваном.
 
Из шести сыновей Никиты Романовича особенно выдавался старший – Федор Никитич (в последствии – патриарх Филарет, негласный соправитель первого российского царя рода Романовых) и Иван Никитич, который входил в состав Семибоярщины. Популярность Романовых, приобретенная их личными качествами, усилилась от гонений, которым они подверглись  со стороны Бориса Годунова, видевшего в их лице потенциальных соперников в борьбе за царский престол.

 

Таблица 2 и 3.  

Генеалогические корни рода Романовых (XII-XIV вв.)

 

Избрание на царство Михаила Романова. Приход к власти новой династии

В октябре 1612 г. в результате успешных действий второго ополчения под командованием князя Пожарского и купца Минина Москва была освобождена от поляков. Создано Временное правительство и объявлено о выборах в Земский собор, созыв которого планировался на начало 1613 года. На повестке дня был один, но крайне наболевший вопрос – выборы новой династии. Из иноземных королевских домов единогласно решили не выбирать, а по поводу отечественных кандидатов единства не было. В числе знатных кандидатов на престол (князей Голицына, Мстиславского, Пожарского, Трубецкого) был и 16-летний Михаил Романов из давнего боярского, но нетитулованного рода. Сам по себе он имел мало шансов на победу, но на его кандидатуре сошлись интересы  дворянства и казачества, игравшего определенную роль в период Смуты. Бояре надеялись на его неопытность и предполагали сохранить свои политические позиции, укрепившиеся за годы Семибоярщины. На руку было и политическое прошлое рода Романовых, о чем говорилось выше. Хотели выбрать не способнейшего, а удобнейшего. Среди народа активно велась агитация в пользу Михаила., что также сыграло не последнюю роль в его утверждении на престоле. Окончательное решение было принято 21 февраля 1613 года. Михаил был выбран Собором, утвержден «всей землей». Исход дела решила записка неизвестного атамана, заявившего, что Михаил Романов  стоит ближе всех по родству к прежней  династии и  может считаться «природным» русским   царем. 
Таким образом  в его  лице было восстановлено самодержавие легитимного характера (по праву  рождения). Были утрачены возможности альтернативного политического развития России, заложенные в период Смуты, вернее, в оформившейся тогда традиции выборности (а значит и сменяемости) монархов.
 
За спиной царя  Михаила   на протяжении 14  лет стоял его отец – Федор Никитич, больше известный под именем Филарета, патриарха русской церкви  (официально с 1619 г.). Случай уникальный  не только в  российской  истории: сын  занимает высший государственный пост, отец – высший  церковный. Вряд  ли это случайное совпадение. На размышления о роли рода Романовых  в период Смуты наводят некоторые  интересные  факты. Например, известно, что  Григорий  Отрепьев, появившийся на российском престоле под именем Лжедмитрия I, до  ссылки в монастырь был холопом Романовых,  и он же, став самозванным царем, вернул Филарета из сылки, возвел в сан митрополита. Лжедмитрий II, в Тушинской  ставке  которого находился  Филарет, произвел его в  патриархи. Но как бы там ни было, в начале XVII в. в  России  утвердилась новая династия, вместе с которой  государство функционировало более трехсот лет, переживая взлеты и падения.

 

Таблицы 4 и 5. 

Родственная связь Рюриковичей и первых Романовых. Романовы на Российском престоле. Романовы на российском престоле

Династические браки Романовых, их роль в  российской истории

В течение XVIII в. интенсивно устанавливались генеалогические связи дома Романовых с другими династиями, которые  расширились  до  такой  степени, что, образно говоря,  собственно Романовы растворились в них. Эти связи  формировались, главным  образом, через  систему  династических  браков,  утвердившихся  в России со времени Петра I. (см. табл. 7-9). Традиция равнородных браков в условиях династических кризисов, столь  характерных для России в 20-60-е годы XVIII в., вела к  передаче российского престола в руки другой династии, представитель которой выступал  от  имени  пресекшейся  династии  Романовых  (в мужском потомстве – после смерти  в 1730 г. Петра II). 
В течение XVIII в.  переход от одной династии к другой осуществлялся как по линии Ивана V – к представителям  Мекленбургской  и Брауншвейгской  династий (см. табл.6), так и по линии Петра I – к членам Голштейн-Готторпской династии (см табл 6) , потомки которой и занимали российский престол от имени Романовых от Петра III до Николая II (см. табл. 5). Голштейн-Готторпская династия, в свою очередь, являлась младшей ветвью датской династии Ольденбургов. В XIX в. традиция  династических  браков   продолжалась, генеалогические  связи множились (см. табл. 9), порождая  стремление «спрятать» иноземные  корни первых  Романовых, столь традиционные для Российского централизованного государства и обременительные для второй половины XVIII – XIX вв. Политическая необходимость подчеркнуть славянские корни правящей династии нашла свое  отражение  в трактовке Петрова П.Н.

 

Таблица 6.

Генеалогические пересечения Романовых с другими династиями

 

Таблица 7.

 

Династические браки. Линия Ивана V

 

Иван V находился на российском престоле 14 лет (1682-96 гг.) совместно с Петром I (1682-1726), первоначально при регенстве своей старшей сестры Софьи (1682-89 гг.). Активного участия в управлении страной не принимал, потомков мужского рода не имел, его две дочери (Анна и Екатерина) были выданы замуж, исходя из государственных интересов России начала XVIII века (см. таблицу 6). В условиях династического кризиса 1730 года, когда пресеклось мужское потомство линии Петра I, на российском престоле утвердились потомки Ивана V: дочь – Анна Иоанновна (1730-40 гг.), правнук Иван VI (1740-41 гг.) при регенстве матери Анны Леопольдовны, в лице которых на российском престоле фактически оказались представители Брауншвейгской династии. Переворот 1741 года вернул трон в руки потомков Петра I. Однако, не имея прямых наследников, Елизавета Петровна передала российский престол своему племяннику Петру III, по отцу принадлежащему к Голштейн-Готторпской династии. Династия Ольденбургов (через Голштейн-Готторпскую ветвь) соединяется с домом Романовых в лице Петра III и его потомков.

 

Таблица 8.

Династические браки. Линия Петра I

1 Петр II – внук Петра I, последний представитель мужского пола из рода Романовых (по матери представитель Бланкенбургской-Вольфенбюттельской династии).

2
 Павел I и его потомки, правившие Россией до 1917 года, с точки зрения происхождения к роду Романовых не принадлежали (Павел I – по отцу представитель Голштейн-Готторпской, по матери – Ангальт-Цербтской династий).

 

Таблица 9.

Династические браки Романовых в XIX-XX вв.

1 У Павла I было семь детей, из них: Анна – жена принца Вильгельма, в  последствии короля  Нидерландского  (1840-49 гг.); Екатерина - с  1809 года  жена  принца 
Георга Ольденбургского, с 1816 г. в браке с принцем Вильгельмом Вюртембургским, позднее ставшим королем; Александра – первый брак с  Густавом IV  шведским королем (до 1796 г.), второй брак – с 1799 г. с эрцгерцогом Иосифом, палан-тином венгерским.
2
 Дочери Николая I: Мария – с 1839 года супруга Максимилиана, герцога  Лейтенбергкого; Ольга – с 1846 года супруга Вюртембергского наследного принца, затем – короля Карла I.
3
 Другие дети Александра II: Мария – с 1874 года в супружестве с Альфредом Альбертом, герцогом Эдинбургским, позднее герцогом Саксен-Кобург-Готским; Сергей – женат на Елизавете Федоровне, дочери герцога Гессенского; Павел – с 1889 года в супружестве с греческой королевной Александрой Георгиевной.

 

27 февраля 1917 года в России произошла  революция, в  ходе  которой  было свергнуто самодержавие. 3 марта 1917 года последний российский император Николай II в военном вагончике под Могилевом, где в то время находилась Ставка, подписал отречение от престола. На этом закончилась история монархической  России,  которая 1 сентября 1917 года была объявлена республикой. Семья свергнутого императора была арестована и выслана в Екатеринбург, а летом 1918 года, когда создалась угроза захвата города армией А.В.Колчака, расстреляна по приказу большевиков. Вместе с императором был ликвидирован его наследник – несовершеннолетний сын Алексей. Младший брат Михаил Александрович, наследник второго круга, в пользу которого Николай ІІ отрекся от престола, был убит на несколько дней раньше под Пермью. На этом  история рода Романовых  должна  бы  закончиться.      Однако, исключая всякие легенды и версии, достоверно можно сказать, что этот род не угас. Уцелела боковая, по отношению к  последним императорам, ветвь – потомки Александра II  (см. таблицу  9, продолжение). Великий  князь  Кирилл  Владимирович  (1876 – 1938 гг.)  в  порядке  престолонаследия  был  следующим  после  Михаила Александровича, младшего брата последнего императора. В 1922 году, после завершения гражданской войны в России и окончательного подтверждения сведений о гибели всей императорской семьи, Кирилл Владимирович объявил себя Блюстителем престола, а в 1924 году принял титул императора Всероссийского, Главы российского императорского дома за рубежом. Его семилетний сын Владимир Кириллович был  провозглашен  наследником  престола  с  титулом  Великий Князь Наследник Цесаревич. Он наследовал отцу в 1938 г. и был Главой  российского императорского дома  за рубежом до своей смерти  в  1992 г. (см. таблицу  9, продолжение.) Похоронен 29 мая 1992 г. под сводами собора Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. Главой  Российского императорского Дома (за рубежом) стала  его  дочь Мария Владимировна.

 

Милевич С.В. - Методическое пособие по изучению курса генеалогии. Одесса, 2000. 

 

 

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz